Français English

Колло д’Эрбуа:
Портреты
со спорной аттрибуцией

Смотрите также: 


1. Колло дʼЭрбуа / Барон де Дамас / Ж.-Б. Изабе

«Ж.-M. Колло дʼЭрбуа. Миниатюра Жана-Батиста Изабе.» Под таким названием этот портрет был опубликован в книге Альбера Собуля «Цивилизация и Французская Революция», 1970, том 2 (Albert Soboul, La civilisation et la Révolution Française).

Но действительно ли это Колло дʼЭрбуа? Согласно биографии Изабе Марка Аллегре (Revue du souvenir napoléonien, no. 321, 2000), Жан-Батист Изабе (Jean-Baptiste Isabey, 1767-1855) действительно создал портрет Колло около 1792-1795, в эпоху, когда этому молодому живописцу покровительствовал Давид.  Однако возраст Колло в тот период был 42-45 лет, тогда как молодой человек на портрете выглядит двадцатью годами моложе.

Портрет неизвестного.  Ж.-Б. Изабе. Миниатюра на слоновой кости. Париж, Лувр.

Эта миниатюра (фрагмент которой и был опубликован в книге А. Собуля как портрет Колло дʼЭрбуа) перешла в коллекцию Лувра по завещанию Мадам Роль в 1910. Bulletin des Musées de France за этот год дал этой работе следующее описание:  "миниатюра, изображающая, возможно, Колло дʼЭрбуа».  Однако на сегодняшний день,  сайт Лувра  уже не упоминает имя Колло дʼЭрбуа в связи с этой миниатюрой. Более того, в сопроводительной записи к этому портрету  указывается, что наиболее вероятной его моделью является Анж-Иасент Максанс, барон де Дамас.

Источник: сайт Объединения Национальных Музеев Франции.

"Генерал Максим Иванович Дамас." Портрет работы Джорджа Доу (George Dawe), около a 1827 г. Санкт-Петербург, Эрмитаж.

Сын эмигрантов, бежавших от Революции, Анж-Иасент Максанс, барон де Дамас (Ange Hyacinthe Maxence, baron de Damas), был привезён в Россию в возрасте десяти лет в 1795. Он начал свою военную карьеру в русской армии на службе императора Александра I, и вернулся во Францию после Реставрации в 1814. В России он был известен под именем Максима Ивановича Дамаса.

Между Дамасом на портрете Доу и молодым человеком с миниатюры Изабе есть определённое сходство. Однако Дамас отстутствовал во Франции с 10 до 29 лет, а молодому человеку, изображённому на миниатюре Изабе, по виду, не больше 22 лет. Более того, Дамас скорее всего предпочёл бы позировать в военной форме.

Анж-Иасент Максанс, барон де Дамас. Миниатюра на фарфоре работы Луи-Франсуа Обри (Louis-François Aubry, 1767-1851) с оригинала Ж.-Б. Изабе. Середина XIX в.

На обороте надпись: "Isabey par Aubry" (Изабе работы Обри). Обри был учеником Изабе. Существует мнение, что оригинал  является авто-потретом Изабе. Действительно, между молодым человеком на миниатюре и Изабе есть некоторое сходство, о чём свидетельствуют два нижеследующих портрета художника.

Источник: www.bonhams.com

Франсуа Жерар (François Gérard). Портрет Жана-Батиста Изабе. Фрагмент. 1795. Париж, Лувр.

Помимо отмеченного выше физического сходства между Изабе на портрете кисти Жерара и молодым человеком, изображённым на обсуждаемой нами миниатюре Изабе, есть также и важное различие. Глаза Изабе на портрете Жерара карие, а глаза молодого человека на миниатюре – голубые. Копия работы Обри тоже ясно показывает молодого человека с голубыми глазами. Заметим вскользь, что барон де Дамас, судя по портрету Доу, также был обладателем голубых глаз.

Жан-Батист Изабе. Автопортрет (фрагмент). 1795. Собрание Уоллес, Лондон.

Опять таки, глаза Изабе на автопортрете карего цвета.

А вот ещё один портрет, несомненно очень близкий по сходству к миниатюре Изабе. Этот портрет был опубликован в книге « 9 Термидора» Эмманюеля Берля (Emmanuel Berl, Hachette, L'histoire par image, Paris 1965) со следующим описанием :

"Жан-Ламбер Тальен. Миниатюра работы Арбо" (Arbaud).

Возраст молодого человека на этом портрете в принципе не исключает кандидатуру Тальена, которому в 1795 было 28 лет. Таким образом, можно задаться вопростом, не является ли миниатюра Арбо копией обсуждаемой нами миниатюры Изабе? Или даже наоборот, хотя это менее вероятно?

Для сравнения мы приводим здесь портрет (гравюру) Тальена работы Перонара (Péronard), опубликованную в книге Леонара Галлуа «История газет и журналистов Французской Революции» (Histoire des journaux et des journalistes de la révolution française. Léonard Gallois, 1846.)

 Кроме стиля причёски и галстука, сходство с молодым человеком на миниатюре Арбо, как и на миниатюре Изабе, практически отсутствует.  Другие известные портреты Тальена оставляют ещё меньше сомнений в том, что Тальен и молодой человек на  миниатюре Изабе – не одно и то же лицо.

В заключение, даже если Изабе создал портрет Колло дʼЭрбуа около 1793-1795, обсуждаемая нами миниатюра (слева) изображает человека более молодого возраста, и одетого по моде термидорианского периода. Как уже было отмечено выше, изображённому на портрете молодому человеку должно быть около 25 лет. Если это Колло, то портрет должен был быть написан в середине 1770-х, а Изабе в 1775 г. было только 8 лет. Поскольку подпись и авторство Изабе у экспертов не вызывают сомнений, можно с достаточной уверенностью утверждать, что на портрете изображён не Колло дʼЭрбуа.


2. Колло дʼЭрбуа / Фабр д’Эглантин

Под портретом работы неизвестного автора французской школы XVIII в. надпись:

 “Колло д’Эрбуа (Жан-Мари), член Конвента и Комитета общественного спасения.”

Плакат можно приобрести на сайтах
www.allposters.co.uk и art.com

«Ж.-M. Колло дЭрбуа»

Другой вариант той же гравюры. Опубликован в еженедельнике «Современники» (Les Contemporains), № 1003 от 31 декабря 1911 г., в качестве иллюстрации к статье Ж. Фюре Жан-Мари Колло дЭрбуа, член Конвента (1750-1796) (J. Furet, Jean Marie Collot d’Herbois, conventionnel (1750-1796)).

Но действительно ли мы видим здесь Колло дʼЭрбуа? Вряд ли. Ряд портретов, приводимых нами ниже, на которых, судя по всему, основана данная гравюра, оставляет мало сомнений по поводу того, кто на самом деле изображён на портрете.

«Ф. Фр. Наз. Фабр д’Эглантин: депутат от департамента Парижа в Национальный Конвент.» Гравюра неизвестного художника. Опубликована в 1793 г. у Бассе (Basset), Париж.

Заметим, что портрет был издан при жизни Фабра, и оригинал, возможно, нарисован с натуры.

Источник: gallica.bnf.fr

Филипп Франсуа Назер Фабр д’Эглантин (1755-1794).
Французская Национальная Библиотека, Париж.

Гравюра Луи-Франсуа Марьяжа (L. F. Mariage), выполненная на основе портрета работы Франсуа Бонвиля (F. Bonneville). Опубликована в 1796 г. Бонвилем.

Данная версия представляет собой почти зеркальное отражение портрета выше, хотя это и не точная копия. Даже если работа Бонвиля основана на портрете выше (который впрочем также может быть работой Бонвиля, поскольку автор неизвестен), в любом случае Бонвиль без сомнения имел возможность видеть и Фабра и Колло дʼЭрбуа в Конвенте и у якобинцев, поэтому вряд ли бы он мог ошибиться в аттрибуции портрета.

Источник: www.culture.fr and gallica.bnf.fr.

Филипп Франсуа Назер Фабр д’Эглантин (1755-1794). Миниатюра Жана-Батиста Самба (Jean-Baptiste Sambat). Роспись гуашью по слоновой кости.

Дата портрета нам неизвестна, однако художник, Жан-Батист Самба, лично знал Фабра и вращался в тех же кругах, что и он.

Источник: www.en.expertissim.com.

По рассмотрении приведённых выше портретов Фабра, в аттрибуции которых нет сомнений, напрашивается неизбежное заключение о том, что именно Фабр дʼЭглантин, а не Колло дʼЭрбуа, изображён на обсуждаемой нами гравюре (слева).


3. Колло дʼЭрбуа / Жером Петион

«Колло дʼЭрбуаГравюра Джованни Минателли (Giovanni Minatelli). Издательство Катерин Минателли и Ко. (Catterin Minatelli et Comp.), Венеция.

Этот портрет, в частности, служит иллюстрацией к статье, посвящённой Колло дʼЭрбуа в Британской Энциклопедии (Encyclopaedia Britannica). Однако серия портретов, следующих ниже, убедительно доказывает, что гравюра Минателли – копия одного из портретов Жерома Петиона.

«Жером Петион. Мэр Парижа. 1791.» Портрет с натуры. Неизвестный художник.

Источник: gallica.bnf.fr

«Жером Петион. Депутат от Шартра в Национальное Собрание в 1789. Избран председателем 4 октября 1790.» Гравюра Физингера (Fiesinger) по рисунку Ж. Герена (J. Guérin). Датируется приблизительно 1790-1791.

Этот портрет отличает особенно близкое сходство с гравюрой Минателли; в сущности, она представляет собой его практически точное зеркальное отражение.

"Жером Петион: депутат от департамента Эр-и-Луар в Национальный Конвент."
Гравюра Жана-Батиста Готье (
Jean
-Baptiste Gautier) по рисунку Франсуа Бонвиля (François Bonneville). 1796.

Источник: gallica.bnf.fr

Рисунок, на основе которого выполнена гравюра Готье, должно быть, был сделан Бонвилем ранее  1794 (Петион покончил с собой в июне 1794). Как бы то ни было, тот факт, что рисунок был сделан Бонвилем, служит подтверждением того, что на портрете именно Петион, а не Колло. Дело в том, что Бонвиль знал и Петиона и Колло дʼЭрбуа (нам известны по крайней мере два портрета Колло, сделанные Бонвилем, см. раздел Колло дʼЭрбуа: Портреты XVIII-XIX вв.), поэтому практически невозможно предположить, чтобы портреты были им случайно перепутаны.

С другой стороны, венецианские гравер и издатель Джованни и Каттерин Минателли, скорее всего, никогда не видели ни Колло дʼЭрбуа, ни Петиона, и могли с лёгкостью перепутать оригиналы портретов и подписи к ним, в результате чего, возможно, под портретом Петиона  и появилась подпись «Колло дʼЭрбуа».


Посмотреть галерею Колло д’Эрбуа: портреты XVIII & XIX веков

Посмотреть галерею Колло д’Эрбуа: События и сцены с его участием

Посмотреть галерею Колло д’Эрбуа: Современные портреты

Возврат на главную страницу

Все права защищены. © Alla Jacobs 2006-2015.

Français Русский

Collot d'Herbois:

Portraits With Contested Attribution

See also: 


1. Collot d’Herbois / Baron de Damas / J.-B. Isabey / Tallien

This portrait was published in La civilisation et la Révolution Française by Albert Soboul (1970), vol. 2, and described as portrait of Collot d’Herbois by Jean-Baptiste Isabey.

But is this Collot d’Herbois? There is some suggestion that Isabey did paint a portrait of Collot (see a biography of Isabey by Marc Allégret, Revue du souvenir napoléonien, no. 321, 2000) around 1792-1795 when the young artist enjoyed the protection of Jacques-Louis David. However, Collot d’Herbois age at the time was 42-45, whereas the subject of the portrait looks some twenty years younger.

Portrait of an unknown man. Jean-Baptiste Isabey (1767-1855). Miniature on ivory. Louvre.

The photograph published in A. Soboul's book is a fragment of this portrait. This miniature was bequethed to the Louvre museum in 1910. Bulletin des Musées de France for that year described it as "a miniature representing possibly Collot d’Herbois". Today however, the site of the Louvre Museum makes no mention of Collot d’Herboiss name in connection with this portrait. Instead, it states that the subject is most probably Ange Hyacinthe Maxence, baron de Damas.

General Maxim I. Damas by George Dawe. Circa 1827. Hermitage Museum, Saint-Petersburg.
Son of French émigrés, Ange Hyacinthe Maxence, baron de Damas was brought to Russia at the age of ten in 1795. He began his military career in the service of the tsar Alexander I, before returning to France in 1814. In Russia, he was known as Maxim Ivanovich Damas.

There is some resemblance between Damas and the young man painted by Isabey. However Damas was absent from France until the age of 29. The model in Isabey's portrait appears to be under 25. Moreover, Damas would almost certainly have chosen to pose in his military uniform.

Ange Hyacinthe Maxence, baron de Damas. Miniature on porcelain by Louis-François Aubry (1767-1851) after J.-B. Isabey. Mid XIXth century. Image source: www.bonhams.com.

Interestingly, this copy is inscribed on reverse "Isabey by Aubry". Aubry was a student of Isabey. An opinion has been expressed that the original might be a self-portrait of Jean-Baptiste Isabey. There is certainly a mutual resemblance between the model and the artist, as can be seen from the two portraits of Jean-Baptiste Isabey below.

Portrait of Jean-Baptiste Isabey (detail) by François Gérard. 1795.
Paris, Louvre.

There is some physical resemblance between Isabey and the young man in the miniature under discussion. But there is an important difference. Isabey's eyes are brown in this portrait; the eyes of the sitter in the miniature under discussion are blue; Aubry's copy also shows a young man with blue eyes. Baron de Damas, as he appears on G. Dawe's portrait, has blue eyes.

Jean-Baptiste Isabey (detail), self-portrait. 1795. Wallace Collection.

Again, Isabey's eyes are brown in this self-portrait.

There is also this portrait, which bears a close resemblance to Isabey's miniature:

Jean-Lambert Tallien. A miniature painted by Arbaud.

Published in 9th Thermidor by Emmanuel Berl (Hachette, L'histoire par image, Paris 1965).

In 1795, Tallien was aged 28, and this is approximately when Isabey and Arbaud's miniatures must have been painted. The age of twenty-eight would not be inconsistent with the image of the young man in Isabey's portrait. So could Arbaud's miniature be a copy of Isabey's portrait of Tallien (or even the other way round, for that matter)?

For comparison, we have included here a portrait of Tallien engraved by Péronard and published in Histoire des journaux et des journalistes de la révolution française by Léonard Gallois, 1846.

Tallien's cravat and hair style are similar to those in Isabey and Arbaud's portraits but beyond that, resemblance is lacking. Other known portraits of Tallien offer even less support to the theory that he might be the subject of Isabey's miniature.

In conclusion, while Isabey may have painted Collot dHerbois circa 1792-1795, the portrait under discussion (left) clearly represents a much younger person, dressed in accordance with the fashion of the post-thermidorian period. As we have noted above, the young man on the portrait is about 25 years old; if it were Collot, then the miniature would have to have been created in mid 1770s. Isabey was only 8 in 1775. Since the signature and authorship of Isabey are not contested, it can reasonably be asserted that the young man on the portrait is not Collot d’Herbois.


2. Collot d’Herbois / Fabre d’Eglantine

Under the portrait, by an unknown artist, the title reads:

"Collot d’Herbois (Jean-Marie). Deputy to the Convention, member of the Committee of Public Safety..."


Poster available on art.com and on allposters.co.uk

This version of the same portrait meant to represent Collot d’Herbois, was published in Les Contemporains, issue № 1003 of 31 December 1911. It accompanied an article by J. Furet, Jean Marie Collot d'Herbois, conventionnel (1750-1796).

Is this a portrait of Collot d’Herbois? Not likely. Once we consider the earlier sources on which our portrait appears to be based, very little doubt remains as to the correct attribution.

"Ph. Fr. Naz. Fabre d'Eglantine : député du dép. de Paris à la Convention nationale." Engraving by an unknown artist. Published in 1793 by Basset (Paris). Bibliothèque Nationale, Paris.

This portrait was drawn, presumably from life, and published while Fabre was still alive.

Source: gallica.bnf.fr

"Ph. Fr. Naz. Fabre d'Eglantine."

Engraving by Louis-François Mariage after a painting by François Bonneville. Published in 1796 by Bonneville. Bibliothèque Nationale, Paris.

Bonneville's version is clearly based on the 1793 portrait (above), of which it is a mirror image. It is not an exact copy; Bonneville most likely saw Fabre at the Jacobins and at the Convention, and was able to rely on his own memory or his own contemporary sketches while creating this portrait.

Sources: www.culture.fr and gallica.bnf.fr.

Philippe François Nazaire Fabre d'Eglantine (1755-1794). Miniature by Jean-Baptiste Sambat. Gouache on ivory. Source : www.en.expertissim.com

The date of the portrait is not known to us, however the painter, Jean-Baptiste Sambat, personally knew and was close to Fabre. Even if the portrait was created posthumously, Sambat would have been able to draw on his memory of his friend's appearance.

Having considered the above series of the portraits of Fabre d’Eglantine, all unmistakably portraying Fabre, the conclusion seems inevitable that it is definitely Fabre, not Collot d’Herbois, who is the true subject of the portrait under discussion (left).


3. Collot d’Herbois / Jérôme Pétion

"Collot d’Herbois." Engraving by Giovanni Minatelli. Printed in Venice by Catterin Minatelli et Comp.

This portrait accompanies the article dedicated to Collot d'Herbois in the Encyclopaedia Britannica.

However, a series of portraits below leads to the inevitable conclusion that the engraving by Minatelli is in fact based on a portrait of Jérôme Pétion.

"Jérôme Pétion. Mayor of Paris." 1791.

Portrait painted from life. Unknown artist.

Source: gallica.bnf.fr

"Jérôme Pétion. Deputy from Chartres to the National Assembly in 1789. Elected chairman on 4 October 1790." Engraving by Fiesinger after J. Guérin. Probably circa 1790-1791.

This portrait bears a remarkable resemblance to Minatelli's engraving, of which it is an almost perfect mirror image.

"Jérôme Pétion: deputy of the department of Eure et Loir to the National Convention."
Engraving by Jean-Baptiste Gautier after François Bonneville. 1796.

Source: gallica.bnf.fr

The drawing on which Gautier's 1796 engraving is based, must have been executed by Bonneville sometime prior to 1794 (Pétion having committed suicide alongside Buzot in June that year). In any case, the fact that the original had been drawn by Bonneville tends to prove that the subject is definitely Pétion and not Collot. The reason for this is that Bonneville had known both Pétion and Collot dHerbois (whose portraits he had drawn on at least two occasions), and it is therefore virtually impossible that he could have confused the two portraits.

Venetian engraver Giovanni Minatelli and publisher Catterin Minatelli, on the other hand, had probably never seen either Collot dHerbois or Pétion, and could easily have fallen foul of a mix up, which resulted in the portrait of Petion being wrongly attributed as that of Collot dHerbois.


View gallery Collot d’Herbois: XVIII & XIX Century Portraits

View gallery Collot d’Herbois: Images & Scenes With His Participation

View gallery Collot d’Herbois: Modern Portraits

Home

All rights reserved. Copyright © Alla Jacobs 2006-2015.